Квип в городе глухих как получить

Как и для чего проводилось исследование

В лингвистической лаборатории Музея «Гараж» проводится масштабное исследование о вариативности в русском жестовом языке. Основные цели — понять, существуют ли диалекты, а также узнать, какие социальные и территориальные факторы влияют на вариативность РЖЯ в различных регионах России.

Глухие из разных городов заполняли анкету. В ней собирали метаданные (возраст, пол, город, наличие глухих родственников и так далее), а также предлагали записать видео с жестами для разных понятий. Все пояснения, вопросы в анкете представлены на русском языке и продублированы на жестовом языке с субтитрами.

Всего было выбрано около 100 понятий, разбитых по нескольким лексическим категориям — «числа», «цвета», «семейные отношения» и «школа». В последней группе больше всего слов, так как школа играет огромную роль в жизни и языковом становлении глухих. Жесты, выученные школьником, используются им на протяжении всей жизни, особенно в кругу друзей из той же школы. Дети, их родители и воспитатели из школ, находящихся в разных регионах или даже в пределах одного большого города, могут предпочитать разные жесты.

Фото: Антон Доников / Музей современного искусства «Гараж»

Одна из участниц исследования лингвистического центра Музея «Гараж»

Русский жестовый язык изучен мало, мы не так много знаем о том, как отличается использование жестов в разных регионах. Существуют словари русского жестового языка, но чаще всего там встречаются жесты, которые используют в кругу составителей словарей, поэтому можно предположить, что это, например, «московские» жесты. Мы не знаем ситуацию по всей стране. Есть ли сибирский диалект жестового языка или же южный? Нет никаких масштабных исследований о том, насколько РЖЯ разнообразен.

Долгое время существовало мнение, что РЖЯ, в отличие от британского РЖЯ, который сильно отличается своими диалектами в разных регионах (и делится не только, допустим, на север и юг), на самом деле универсален для всей огромной страны. Мы же хотим понять, насколько вариативен РЖЯ.

По некоторым жестам видно, что Москва может отличаться от регионов. Например, жесты «внук» и «внучка» в регионах почти всегда дактилируются, то есть показываются по буквам. В Москве и в Петербурге глухие часто используют отдельные лексические жесты для обозначения этих понятий.

Меня удивили некоторые варианты жестов, которые используются на юге. На самом деле, я бы не догадалась о том, что означают жесты «дедушка», используемые, например, в Новосибирске или Таганроге. Вне контекста я бы точно не угадала их значение. Возможно, на юге у глухих людей больше контактов между школами и городами, чем в других регионах, но это только мое предположение. Нам еще многое предстоит узнать о вариативности в жестовом языке в России.

Исследователи разных жестовых языков часто рассматривают темы цвета, числительные, семейные отношения

Мы же особое внимание уделили жестам из категории «школа», так как в жизни глухих ее роль велика. Именно в школе многие начинают учить РЖЯ и общаться на нем с другими

Наше исследование только в начале пути. Тем не менее на данном этапе можно зафиксировать:

Какие данные собрали и кто были информантами
279 человек записали два или более видео, а всего исследователи получили более 19 000 отдельных видео
У одного понятия может быть 18–20 лексических вариантов
Некоторые жесты до нашего исследования не принимали во внимание вовсе, хотя до нас исследователи рассматривали категорию семейных отношений и категорию пищи, которую мы не включили в исследование

Мы хотим поделиться результатами исследования с сообществом глухих и научным сообществом. Хотелось бы описать вариативность РЖЯ и сравнить с тем, как вариативность проявляется в других жестовых языках, выявить причинно-следственные связи и изучить различные факторы, влияющие на вариативность.

Существует стереотип о том, что русский жестовый язык должен быть универсальным, «иначе глухие друг друга не поймут». Но это не так: глухие носители жестового языка могут объясниться в любом случае, им нужно всего лишь очень быстро подстроиться друг под друга, как и слышащим. Мы хотим показать, насколько ценно сохранить разнообразие русского жестового языка.

Зачем нужен жестовый язык, когда есть слуховые аппараты и кохлеарные импланты, которые компенсируют потерю слуха?

Кохлеарную имплантацию изобрели несколько десятилетий назад, не сразу она завоевала популярность, да и сегодня далеко не всем показана, не является панацеей.

Использованию слуховых аппаратов, конечно, уже века, но и с ними тоже не все так просто. Ведь стоит снять прибор, и ты вновь перестаешь слышать, а ситуации бывают разные: аппарат не подошел, нет возможности настроить, сели батарейки, ты попал в условия, когда протезы лучше не использовать, заболел и т. п. Всегда выручит жестовое общение!

  • Во-вторых, найдется немало тех, кто просто не испытывает потребности ни в имплантах, ни в слуховых аппаратах. По личным соображениям такие люди предпочитают созранять верность своим идеалам (и своей “касте”), нежели пользоваться новейшими достижениями техники и медицины. Культура глухих многообразна. Можно вполне прожить жизнь, даже при отсутствии звуков вокруг. Жестовый язык во все времена прекрасно дополнял коммуникацию слабослышащих, заменяя обычную речь.
  • В-третьих, есть люди, которые (по разным причинам) смогли пройти коррекцию слуха уже по окончании возраста речевого развития. КОра их мозга сформировалась в “тишине”. Они могут слышать, но, увы, уже не смогут говорить… Таких людей мало, но они есть. Либо — встречаются нарушении речи, которые не связаны с глухотой, то есть, коррекция слуха никак не поможет. Язык же жестов – универсален.

Жестовая речь

  • Русская жестовая речь используется для общения между глухими и слабослышащими людьми России. Она отличается от калькирующей жестовой речи тем, что не сопровождается устной речью, а используется для непринужденного общения.
  • Калькирующая жестовая речь применяется в деловом общении и сопровождается устной речью.

Интересно, что КЖР состоит не только из жестов, напрямую обозначающих слово, в нее входят слова, состоящие из комбинаций лексических единиц с жестами, например, слово «кабинет» будет представлено так: к+а+б (буквы дактильного алфавита) + жест, означающий слово «комната». Так же в КЖР присутствуют слова, полностью состоящие из дактилем – дактильные слова, пример: к+о+н+с+е+р+в+а+т+о+р – «консерватор».

Чтобы овладеть жестовой речью, свободно общаться на языке глухих, используйте все источники информации – видеоуроки, видеословари, тесты, смотрите фильмы на языке жестов и, конечно, практикуйте общение.

Список полезных сервисов, литературы, курсов и мероприятий для изучения языка жестов:

  • Сурдосервер – простой помощник для изучения языка жестов, включающий дактильные азбуки на разных языках, разговорник, тесты, а также ребусы. Имеет мобильную версию.
  • Г.Л. Зайцева «Дактилология. Жестовая речь», «Русский жестовый язык. Курс для начинающих» — среди обучающей литературы выделены работы Зайцевой. Из её книг вы узнаете историю формирования жестового языка, его особенности, поймете язык на структурном уровне и освоите множество жестов.
  • А.А. Игнатенко «Сборник упражнений и тестов по жестовой речи».
  • «Центр образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой» проводит курсы освоения жестового языка по трем уровням: базовый курс; курс, для имеющих первичные навыки общения на ЯЖ; углубленный курс. Первые два курса рассчитаны на срок в 3 месяца, после которых вы сумеете излагать свои мысли глухим.

Помимо обучающих занятий, для закрепления своих знаний просматривайте фильмы для глухих.

  • Санкт-Петербургская кинокомпания «Ковчег» снимает видео и фильмы для глухих, а также выпускает видеословарь христианских жестов. Отдельные фильмы для глухих ищите на Youtube.
  • Посетите «Театр мимики и Жеста» в Москве, в котором спектакли играются глухими актерами, а для слышащих людей на протяжении программы ведется перевод. Актеры играют выразительно, живость выступлений заряжает энергией, показывает богатство жестового языка, а главное – такой спектакль будет одинаково приятно смотреть как глухим, так и слышащим людям.

Неважно, какова причина изучения языка жестов, предайте обучению увлекательную игровую форму, тем самым облегчая, а также ускоряя процесс. Глухие люди, будь то ваши родственники, друзья или коллеги, любят общаться так же, как вы

Овладев русской жестовой речью, вы расширите круг общения и поможете людям с ограниченным слухом.

Как выучить язык жестов

В данной статье рассмотрим обучение русскому жестовому языку (РЖЯ). Потому что именно его используют в России, и с ним придется сталкиваться в повседневности.

РЖЯ отличается от других языков жестов по лексике и грамматике. При этом и от грамматики русского разговорного языка отличается непростым морфологическим преобразованием слов.

Лексика РЖЯ близка к международной, потому что много жестов было взято из немецкого, австрийского и французского языка жестов.

Знакомство с дактилологией

Начинать изучение языка жестов нужно со знакомства с дактилологией. Это особая форма речи, при которой каждая буква алфавита обозначается определенным знаком, сложенным из пальцев.

В дактильной азбуке 33 знака (дактилей), как и в алфавите.

Данные буквенные обозначения это лишь малая часть языка жестов. Дактилологию обычно используют для передачи собственных имен: городов, имен, местности и для других слов, у которых нет специального жеста.

В основном же глухонемые используют жесты для обозначения слов или целых словосочетаний.

Помимо этого есть маноральная речь – чтение по губам. Жесты в этом случае только делают акцент на некоторые буквы и слоги (твердые, мягкие, глухие, звонкие согласные).

Техника постановки пальцев

В общении на РЖЯ играет роль каждое движение и положение рук. Так что учиться языку жестов нужно не спеша, досконально прорабатывая технику постановки пальцев.

В начале обучения рука и пальцы могут быстро уставать. Делайте перерывы. Через несколько тренировок вы уже начнете привыкать к движениям, руки приспособятся, и вы станете выносливей.

Можно делать гимнастику для рук и пальцев, чтобы они лучше гнулись.

Скорость постановки пальцев

Когда отточите технику и точность постановки пальцев, можно увеличивать скорость. Выберите слово, которое хотите научиться проговаривать на дактиле. К примеру, собственное имя.

Запоминайте все знаки, которые нужно показать, встаньте перед зеркалом и тренируйтесь. Сначала просто повторите движения, чтобы вспомнить, а потом старайтесь быстрее показывать их.

Старайтесь не нарушать точность движений ради скорости.

Счет и числа

Когда вы отточите свои познания в алфавите, пора двигаться дальше – время научиться, как показывать цифры.

Для начала хватит счета от 1 до 10.

Позже можно расширить свои познания, расширив познания до сотни.

Три причины для обучения ребенка с аутизмом языку жестов

Очень часто специалисты не хотят обучать языку жестов, потому что боятся, что он может помешать развитию устной речи, или что посторонние люди не будут понимать жесты ребенка. Существует также ошибочное мнение, что если ребенок успешно использует систему PECS или электронное устройство, то его нельзя одновременно учить нескольким жестам для коммуникации.

Когда я стала поведенческим аналитиком в 2003 году, я совсем не знала язык жестов, так как мой собственный сын с аутизмом, Лукас, всегда мог сказать слова устно. Очень быстро я поняла, что ни специалистам, ни родителям не нужно изучать полноценный жестовый язык, им совсем не обязательно им владеть.

Достаточно заранее выбрать максимум 5 жестов, которые обозначают что-то важное для ребенка, и которые он будет многократно использовать каждый день. Очень часто жесты из вашего национального жестового языка нужно будет модифицировать, чтобы они оказались очень простыми для кого угодно, включая самого ребенка

После этого вы все будете учить эти жесты вместе.

С 2003 года я узнала, что такое обучение нескольким жестам для коммуникации имеет следующие преимущества, которые не обязательно даже связаны с речью!

1. Язык жестов очень часто «переходит» в устную речь.

Жесты с большой вероятностью могут стать «переходным этапом» для ребенка, у которого совсем нет устной речи. Это главная причина, по которой язык жестов отлично подходит маленьким детям с аутизмом без устной речи. Кроме того, жесты могут выполнять разные речевые функции. Например, мы можем научить ребенка просьбе (манд-реакции) о мячике, когда он хочет поиграть с мячом. Потом он может научиться называть мяч на картинке с помощью соответствующего жеста. Потом он может отвечать на вопросы о мяче («Ты бросаешь… ?»).

Существующие научные исследования доказали, что если сопровождать жест устным словом, то это значительно улучшает устную речь ребенка. По моему опыту, большинство моих маленьких клиентов после обучения нескольким жестам впоследствии начинали говорить несколько соответствующих слов устно.

2. Обучение жестам помогает детям терпимее относиться к физическим подсказкам.

Физические подсказки нужны для обучения самым разным навыкам. Очень часто, когда я начинаю работать с маленькими клиентами, которые совсем не говорят, они также не могут повторить слово, показать части тела и не могут имитировать. Я обнаружила, что, если очень рано начать учить ребенка 3-5 жестам для общения, это помогает детям лучше реагировать на физические подсказки, что, в дальнейшем, предотвращает проблемное поведение.

3. Язык жестов помогает ребенку учиться имитации.

Один из главных мифов о языке жестов при аутизме сводится к тому, что ребенок должен уметь имитировать движения, чтобы научиться коммуникации с помощью жеста. По счастью, все наоборот. По моему опыту, один из наилучших способов научить ребенка имитации движений – это начать учить его 3-5 жестам для коммуникации, потому что в этом случае вы начинаете с физической подсказки, а потом уменьшаете ее до подсказки через имитацию.

Если подвести итоги, я считаю, что важная часть обучения маленького ребенка с аутизмом речевым навыкам – это обучение его 3-5 жестам для коммуникации. Это способствует развитию устной речи, кроме того, это повышает терпимость ребенка к физическим подсказкам и улучшает его способность к имитации.

У моего ребенка проблемы со слухом. Нужно ли ему обязательно изучать жестовый язык? Тем более, что семья нацелена на операцию?

Мы уверены в том, что малыш, физический слух которого компенсирован техническими средствами реабилитации — кохлеарными имплантами или слуховыми аппаратами — должен развиваться с опорой на все каналы восприятия. И слух, и речь, и зрение и осязание очень важны. Не стоит выделять что-то одно, но стоит — развивать их все! Жестовый язык, как и любой иностранный, можно выучить по желанию. Для расширения кругозора и дополнительного развития. Но не использовать этот канал общения, как основной. Как правило, после кохлеарной имплантации или подбора слуховых аппаратов, актуален вопрос скорейшей адаптации к миру звуков, чтобы не было нарушения в развитии.