Онбординг наставников или быстрое погружение в наставничество

Содержание

Для чего нужен наставник в бизнесе

Ответьте мне на вопрос. Что именно нужно делать с этим самым бизнесом, чтобы он работал стабильно, устойчиво развивался и приносил все больше и больше прибыли?

Тут встает вопрос. Для чего нужен наставник в своем деле и нужен ли он Вам?

  • следует отметить, наставник, это всегда человек, который во многом опытнее Вас и может передать массу полезных уроков и стратегий;
  • ведение бизнеса всегда начинается с составления бизнес-плана, планирования бюджета, принятия решений, выработки стратегии, рекламной кампании. Наставник обогатит Вас знаниями, которые в разы ускорят процесс обучения и разработки;
  • наставник всегда укажет на Ваши слабые стороны, будет предельно честным в обстоятельствах дел касательно Вашего бизнеса, подскажет пути совершенствования;
  • наставник это всегда поддержка не только профессиональная, но и психологическая. Он никогда не позволит опустить руки и сдастся, поможет обрести уверенность в себе;
  • наставник помогает фильтровать все поступающие в Вашу голову бизнес-идеи. Таким образом помогает понять, в каких есть потенциал, а какие идеи лучше оставить без внимания;
  • наставник, это независимая сторона, который не будет иметь финансового отношения к Вашему бизнесу. Это поможет выстроить предельно доверительные отношения;
  • быть предпринимателем достаточно сложно, в данной сфере очень важна самодисциплина. Наставник научит правильным рабочим привычкам в ведении бизнеса и рабочей этике;
  • как правило, наставники обладают большим количеством связей в различных бизнесах. Благодаря этому, наставник может быть связующим с людьми, которые изъявят желание инвестировать в Ваш проект или поделятся своими знаниями и умениями в нужной Вам сфере;
  • лучше не следовать известной поговорке и не учиться на своих ошибках. Наставник уже прошел, через все эти ошибки будучи на Вашем месте и с радостью готов помочь Вам избежать пагубных последствий неумения или незнания;
  • зачастую наставники делятся своим опытом не ради денег, это психология богатых и успешных людей получать удовольствие от помощи менее опытному предпринимателю. Наставники всегда открыты для общения и передачи опыта, через который сами смогли пройти.

Если Вы мотивированы на успех, то Вам и Вашему бизнесу обязательно нужен наставник!

Советы начинающим руководителям-менторам

И в заключении хотел бы дать советы начинающим руководителям-менторам:

Почитайте книги про наставничество: Джэк Кэнфилд, Патрик Ленсиони, Дэйв Логан и другие, так как зайти может не все.
Посмотрите видео про наставничество, послушайте подкасты. Очень интересно делятся своим опытом тренеры по бизнесу, они часто рассказывают о том, что такое наставничество, например, Радислав Гандапас и Игорь Манн.
Знаниями нужно делиться. Это суть менторства.
Помните формулу: Знания -> переходят в понимание — > переходят в сознание -> переходят в осознание -> наставничество. Ни один пункт пропускать нельзя!
Для наставничества, как и любого дела, нужна мотивация

Обретать мотивацию можно самостоятельно или через различные источники.
Важно уметь честно отвечать на вопросы самому себе: «Зачем тебе наставничество? Какова твоя чистота намерений и помыслов? Зачем ты наставник?»
Помнить, что другому можно дать только то, что сам имеешь!
Всегда необходимо самообразовываться.
Повышайте свою мораль (отношение к самому себе) и нравственность (отношение к другим).
Добиваться результатов в своем деле, чтобы у вас были практические успехи, а не теоретические.

Наставничество в бизнесе – блажь или реальная подушка безопасности?!

Смысл бизнеса в том, что необходимо взять нечто, существующее в твоих мыслях, и воплотить идею в жизнь. Для этого нужно иметь значительные ресурсы и знания. Например, уметь продавать, склонять других к своей точке зрения и создавать что-то новое.

На начальном этапе построения компании или осуществления проекта самое главное – это скорость, с которой вы будете предпринимать определенные действия

Для вновь созданной организации важно очень быстро выполнять все намеченные задачи. От скорости Execution Rates сильно зависит успех стартапа

Незамедлительно воплощайте в жизнь все запланированное. А перед этим спросите себя, сколько еще человек мыслят так же. Самый лучший путь – идти другой дорогой. Успешные люди достигают выдающихся результатов, потому что действуют отличным от всех образом.

Почти 70 % молодых людей мечтают начать бизнес, чтобы стать свободными и ни от кого не зависеть. Имея своё дело, можно по-настоящему наслаждаться свободой. Однако в то же время предпринимательство предполагает готовность к постоянному риску.

Не все понимают, что работать на себя означает, в первую очередь, работать для других. С одной стороны, у тебя нет босса, с другой — клиент и есть твой босс. Люди, ищущие свободу, оказываются большими трудоголиками.

Способен ли наёмный человек управлять организацией лучше, чем владелец? Правда ли, что бизнесмен готов поделиться успехом с менеджерами? Вряд ли.

Сделав миллионерами сотню человек, не исключено, что он и сам им станет.

Эффективнее всего учиться на ошибках других людей. Правда, есть один недостаток – время, потраченное на это. Ведь каждый раз придётся изучать, какие промахи в той или иной ситуации допускали другие люди. Любой из нас начинает новую деятельность в условиях неопределенности, поэтому шанс испытать неудачу велик

Однако на старте бизнеса очень важно действовать стремительно и не тратить время на исследование препятствий, с которыми до тебя столкнулись другие

Не зацикливайтесь на том, чтобы все сделать идеально. Именно по этой причине необходимо наставничество в бизнесе. Пока движетесь на огромных скоростях, воплощая проект в реальность, рядом с вами будет наставник. Его задача – наблюдать за вашими действиями и при необходимости корректировать их.

По сути, ментор – это инвестор, но он вкладывает в организацию социальный, а не финансовый капитал. Каков размер таких вложений? Чтобы понять, сколько стоит час работы наставника, посчитайте примерный годовой доход преуспевающего бизнесмена. И часто полученная сумма оказывается существенно выше реальных финансовых инвестиций в компанию.

Естественно, не возбраняется интересоваться мнением сотрудников. Но здесь все зависит от ситуации. Решать вопросы сообща можно, если перед организацией не стоят срочные задачи, требующие незамедлительных действий.

Еще один момент – степень важности вопроса. Если от решения зависит многое, то лучше действовать самому, воспользовавшись поддержкой наставника

Хотя в последнее время многие считают, что именно команда – главный союзник в преодолении разного рода трудностей в компании. Такое мнение ошибочно, и история это доказывает.

Может сложиться впечатление, что бизнес — это не так уж сложно, и любой может стать предпринимателем. На деле же большинство людей хотят быть уверенными в завтрашнем дне и вовремя получать зарплату. Люди боятся в один миг потерять все и поэтому избегают риска. Стабильность оказывается важнее свободы, которую дает предпринимательство.

Многие ли по-настоящему понимают, зачем им быть свободными? 90 % людей хотят перестать зависеть от боссов. Но такое мышление – это ловушка. Если ты хочешь свободы от начальника, открой свое дело! И тут появляется масса вопросов. Хватит уверенности, чтобы начать бизнес? Понимаешь, что теперь все будет зависеть от тебя? Считаешь, что на этом пути тебе ничего не угрожает?

Из моего опыта

По своему опыту я не припомню, чтобы я активно искал наставника. Обычно случалось, что я созревал к этому решению, слушая и наблюдая за тем, что данный человек говорит, пишет и публикует. Я читал рассылки, смотрел видео. До того момента, когда я интуитивно понял, что мне нужна такая поддержка от этого человека.

Чаще всего я также начинал наблюдать за новыми наставниками, потому что их порекомендовал мой друг или я случайно нашел их. Некоторые из людей, за которыми я наблюдал, со временем перестали меня вдохновлять, и я не сотрудничал с ними. Те, с кем я начал учиться, обычно помогли мне совершить качественный скачок в моем бизнесе и моем развитии.

Коучинг

Коучинг – для российской практики явление уже не новое, но, по сравнению с Европой и Америкой, используется не так активно. Само слово коучинг (coaching) английского происхождения и переводится как тренировка, репетиторство, подготовка и первоначально использовалось, в основном, в спортивном лексиконе, поэтому термин коуч (coach) в своем первоначальном значении переводился, как тренер или наставник

Один из подходов к коучу, который нас интересует, основан на мысли о том, что существует целый ряд различий между коучем и наставником, с точки зрения методического содержания их деятельности, что для нашего анализа важно, так как на практике зачастую этот термин используется именно, как наставничество

В рамках данного подхода особый интерес представляет работа Д. Клаттербека, в связи с тем, что автор дистанцирует коуча и наставника, а так же коуча и психологического консультанта . По его мнению, взаимоотношения коучинга с персоналом, как правило, более кратковременные, их целью является работа над конкретной задачей по совершенствованию тех или иных навыков или личностных характеристик работников, например, навыков клиентского сервиса, проведения презентаций, навыков ведения совещаний или переговоров. В работе французского социолога Ж. Амадо также демонстрируется специфика коуча, весьма далёкая от наставничества, а именно: рассматривается роль коуча, как атрибута статусной принадлежности, то есть он считает, что приглашение коуча для личных или групповых консультаций является признаком некоторой «избранности» и определенного уровня материального достатка. В последние годы такая интерпретация коуча характерна и для России. Если воспользоваться любой поисковой интернет-системой, то можно получить множество предложений по проведению коуч-сессий и индивидуальных консультаций, а не оказания помощи молодым специалистам на рабочем месте.

Учителя нельзя выбрать раньше, чем выбрать веру

Веру же нужно выбирать, знакомясь с верующими людьми. Надо изучать веру через людей, то есть ходить в разные храмы, общаться с верующими и слушать свое сердце. Вера выбирается через сердце, через внутреннее чувство: «это — мое!» Постепенно человек находит какое-то направление духовной практики. И когда это случается, в его жизнь приходит еще не духовный учитель, а наставник, который ему говорит: «Надо делать так-то». Он думает — ой-ой, нет, это тяжело. А потом видит, что выхода нет, и надо все равно это делать, и начинает выполнять наставления. И только после этого, через некоторое время, необходимое для определенного уровня осознания и развития, Бог дает ему духовного учителя.

Организация системы наставничества с нуля

Если руководитель хочет сделать систему наставничества в своей организации официальной, ему надо закрепить ее основные положения во внутреннем нормативном акте – Положении о наставничестве. В нем стоит прописать основные моменты, касающиеся этого процесса:

  • критерии отбора наставников;
  • их мотивирующие факторы;
  • права и обязанности наставников и подопечных;
  • сроки наставничества для конкретных должностей;
  • программу контроля эффективности наставничества и критерии ее оценки.

К СЛОВУ! Можно организовать этот процесс и на сугубо добровольной основе.

Рекомендации руководству для организации эффективного наставничества

  1. Правильно подобранная кандидатура наставника – 90% успеха всего процесса.
  2. Лучше использовать добровольцев, а также людей, максимально соответствующих критериям хорошего наставника, подкрепляя их корректной мотивацией.
  3. Правильно ставить цели наставничества и критерии его успешности.
  4. Твердое правило: успех подчиненного – прямая выгода наставника, и наоборот.
  5. Наставничество не должно существенно затруднять профессиональную деятельность самого наставника.

Наиболее частые ошибки при организации наставничества

Чтобы избежать негативных моментов, связанных с организацией адаптации и повышения эффективности молодых кадров путем наставничества, руководству следует быть внимательным к опыту предшественников и постараться не допустить следующих типичных ошибок:

  • недооценка сложности адаптации для подопечного (поможет внимательное отношение, обратная связь, личная заинтересованность наставника);
  • переоценка подопечным уровня своих первоначальных навыков (человек должен хотеть научиться новому, влиться в коллектив и перенять опыт);
  • диктат наставника (навязывание своего мнения без объяснения альтернатив недопустимо, наставник не является руководителем);
  • отсутствие системного контроля (необходимы конкретные задачи наставничества и своевременная проверка их достижения);
  • отсутствие у наставника мотивации к успешной деятельности (может возникнуть в результате того, что пришлось взять подопечного под давлением начальника);
  • неправильный подбор кандидатов в наставники.

Избежать этих ошибок поможет сознательный и грамотный подход руководства к системе организации наставничества, которая часто является показателем успешности развития компании в целом.

Зачем становиться наставником?

Официальное законодательство не предусматривает такого понятия, то есть в принудительном порядке заставить опытного сотрудника выполнять функции наставника невозможно. Работодатель может мотивировать потенциального наставника различными способами:

  • дополнительным вознаграждением;
  • улучшением статуса;
  • возможностью развить навыки управления;
  • другими «бонусами», обусловленными хорошим отношением руководства.

Человек, успешно «наставивший» менее опытных сотрудников, имеет больше шансов в будущем самому занять руководящую должность, поскольку досконально разбирается в функциональных обязанностях и умеет управлять людьми. Ведь уча других, учишься сам.

Каждому ли предпринимателю нужен ментор

Не все новички в бизнесе нуждаются в наставнике. Например, часто предпринимателями становятся бывшие управленцы, которые обладают хорошим опытом в выбранной сфере деятельности, поэтому они не нуждаются в помощи.

Некоторые люди просто не могут найти хорошего наставника, причем обычно такая проблема возникает в небольших городах. Поэтому приходится справляться своими силами.

Как искать бизнес-наставника? Фото: pexels.com

Как найти наставника

Существует много способов, позволяющих найти наставника. Обычно используются следующие варианты:

  • посещение разных мероприятий, предназначенных для представителей бизнеса;
  • использование всевозможных сайтов или социальных сетей;
  • оплата услуг сервисов, специально созданных для привлечения менторов.

Перед началом сотрудничества следует убедиться, что выбранный наставник действительно является опытным и профессиональным.

Что требуется ментору

 Сами наставники могут получать моральное удовлетворение от своей деятельности. Некоторые предлагают свои услуги за определенную плату.

Лучше с самого начала договориться о точной стоимости услуг, причем нередко менторы получают свой доход в зависимости от результатов деятельности подопечных.

Как искать ментора:

Как не потерять наставника

Всегда будьте честными. Выполняйте обещания и несите ответственность за свои действия. И это касается не только отношений с ментором. Пытаясь произвести впечатление, не преувеличивайте достижения. Но и не будьте чересчур скромными. Умейте признать промахи, но не повторяйте своих ошибок. Если что-то непонятно или вы не справляетесь, не скрывайте этого.

Обман или лукавство с вашей стороны закроют двери к наставнику навсегда. Не показывайте гонор, не красуйтесь перед ментором, не давайте обещаний, которых не можете сдержать, не утопайте в мечтах.

Абсолютное доверие.

Возможно, не все будет понятно. Примите это. В процессе наставничества реально попадать в курьёзные ситуации. И это нормально. Пока находитесь на прежнем уровне мышления, вы не решите проблему. Те необычные вещи, которые происходят сейчас, были созданы на более высоком уровне сознания, разумеется, если выбор сделан правильно.

Тотальное подчинение ментору. Если не согласны с его мнением, все равно поступаете, как он говорит. Наставник просит прыгнуть с обрыва — выполняете требование. Очень часто вы не понимаете, что прыжок может стать самой большой удачей. Ментор всегда видит дальше, чем подопечный. Совершать странные и спонтанные поступки – это страшно и больно, но чаще всего именно они способствуют успеху. И поскольку вы всего лишь ученик, доверяйте наставнику, задача которого – вывести вас к вашей цели. Не пытайтесь торговаться за результаты. Даже если оплачиваете услуги ментора, все равно обязаны подчиняться. Пусть это и выглядит довольно странно.

Иногда будет казаться, что вы поступили неправильно. Это похоже на казино: ставите на ментора и выказываете ему абсолютное доверие. Исход может быть разным: либо вас ждет полный провал, либо стремительный взлет, к которому, в отличие от вас, наставник шел всю жизнь.

Стимул предполагает ответную реакцию.

Прислушивайтесь к каждому совету, полученному в период наставничества. Выполняйте все задания и делайте это быстро. По-другому и быть не может. Рекомендации и предложения должны быть поняты и опробованы. В противном случае вы просто потеряете время и останетесь посредственным человеком.

К менторам часто обращаются за советом, как организовать дело, просят оценить дизайн сайта, проверить эффективность рекламы. Но в итоге все рекомендации виснут в воздухе. Никто ничего не делает.

Не стоит спрашивать советов, которым вы не будете следовать. Так же как не следует задавать вопросы, ответы на которые не нужны. Если интересуетесь мнением наставника, будьте готовы действовать. Наставничество в бизнесе предполагает активность со стороны подопечного. Знания ментора должны найти отражение в жизни ученика, в результатах его деятельности. Такими взаимоотношениями будет доволен и наставник, и вы. В сложившейся ситуации ментор с готовностью будет помогать вам развиваться дальше.

Чего ждать от наставничества в бизнесе

Один бизнесмен поделился своей историей. Он выбрал для наставничества известного человека, который являлся бизнес-ангелом международного уровня. Ментор много раз откладывал личную беседу, но в конце концов предложил подопечному встретиться в Бразилии. После того как наш герой поделился с ним планами, тот стандартно ответил: «Верь в себя, дерзай — у тебя все получится». Бизнесмен считает, что эти слова были самими ценными в его жизни.

Интересный случай произошёл с другим наставником. Предполагаемый протеже на первой же встрече поинтересовался, когда получит готовую маркетинговую стратегию. Конечно, он был очень разочарован, услышав от наставника, что никто за него ничего делать не будет.

Есть ещё одна история из жизни московского предпринимателя. Его наставник – американский инвестор, который сделал в компанию москвича солидные вложения. Несмотря на то, что ментор – преуспевающий бизнесмен, зачастую советы были неприменимы к российским реалиям. И все-таки иногда его рекомендации оказывались очень удачными.

Какая из ситуаций кажется вам приемлемой для наставничества в бизнесе? Тот, кто хочет свалить ответственность на более опытного соратника, быстро разочаруется, как и герой истории №2. Наставник может подсказать, поддержать и дать рекомендации, но не будет выполнять вашу работу и принимать решения.

Персонаж из третьей истории находится в очень выгодном положении. Наставник одновременно и бизнес-ангел, и консультант, и тренер. В его интересах давать подопечному качественные рекомендации. Ментора из Бразилии сложно назвать настоящим ментором, поскольку от наставника требуется не только оказывать эмоциональную поддержку своему протеже, но и с помощью подходящих вопросов подводить его к верным решениям. Ответственность за эти решения лежит на подопечном.

Создайте альянс

Уделите время обсуждению концепции сотрудничества. Обе стороны должны иметь общее понимание процесса взаимоотношений. Это подразумевает обсуждение таких вещей, как:

  • Время контакта и ответа. Кто с кем выходит на связь? Каким образом? Когда? Каковы приемлемые часы, дни отклика?
  • Встречи. Где, когда и как часто? Вы встречаетесь лично? По телефону? Виртуально?
  • Конфиденциальность. Какие темы можно обсуждать, а какие нет?
  • Обратная связь. Каковы ожидания относительно предоставления и получения обратной связи?
  • Цели и подотчетность. Что каждая сторона хотела бы извлечь из этого опыта? Чего наставник ждет от подопечного, а подопечный – от наставника?

Кто может стать наставником

Наставник должен занимать должность хотя бы на один-два уровня выше своего подопечного: такой «разрыв» обеспечивает результативное взаимодействие и эффективную передачу знаний. (Этому правилу не всегда удается следовать — но к этому надо стремиться.) Начиная с определенного должностного уровня, наставничество может (и должно) быть одним из требований, определяющих дальнейший карьерный рост самого наставника.

Желательно, чтобы роль наставника выполнял «посторонний» сотрудник: практика показывает, что непосредственного руководителя скорее интересуют текущие результаты работы подчиненного, а не перспективы его развития или карьеры, да и субъективности в отношениях при этом больше. (Однако если отношения руководителя и подчиненного строятся на доверии и партнерстве, то такой вариант тоже возможен.)

Хороший наставник должен отличаться целым рядом положительных качеств, в частности:

обладать высоким уровнем лояльности к компании, быть носителем ключевых ценностей корпоративной культуры;

иметь системное представление о работе своего подразделения и компании в целом;

обладать значительным опытом в сфере своей профессиональной деятельности;

иметь желание быть наставником, иначе наставничество будет восприниматься как дополнительная нагрузка, а это рано или поздно скажется на качестве; что важно — от наставника требуется искреннее стремление помогать подопечному, а не просто от случая к случаю оценивать результаты его работы;

быть готовым инвестировать свое время в развитие другого человека (это один из самых болезненных вопросов: стать хорошим наставником невозможно, если стремление помогать не является для человека безусловной ценностью);

быть способным к конструктивной критике: главное слово здесь — «конструктивная». (Когда наставник дает оценку действий того или иного сотрудника, это не должно напоминать критический анализ — оценка в первую очередь должна содержать конкретные предложения по улучшению работы);

проявлять инициативу и регулярно предоставлять обратную связь

Хороший наставник — всегда в курсе проблем сотрудника. Если у подопечного появляются проблемы в работе или взаимоотношениях, он не дожидается окончания года (когда на встрече по подведению итогов можно зафиксировать несделанное), а принимает меры немедленно, чтобы своевременно скорректировать действия сотрудника.

Описание портрета идеального наставника может навести на мысль, что не все сотрудники соответствуют столь высоким критериям, даже если формально по должности они могут претендовать на роль наставника

Следовательно, возникают вопросы: «Все ли могут быть наставниками?» и «Где найти достойных кандидатов?» Точнее: что нужно сделать, чтобы воспитать из сотрудников хороших наставников? Скорее всего, универсальных ответов на эти вопросы нет: критерии отбора наставников, а также пути их развития зависят от особенностей корпоративной культуры конкретной компании, стиля управления, понимания руководством важности системы наставничества и множества других факторов

Чем платить наставнику

Хороший способ повысить эффективность наставничества в бизнесе – пригласить ментора в состав совета директоров. Так сделала фирма «ВитаПортал». Владельцы организации включили в опционную программу трех экспертов международного масштаба. Один из них – Эстер Дайсон, известный во всем мире инвестор, который вкладывает капитал в цифровую медицину. Раз в квартал менторы прилетают в Москву на встречу со своими подопечными. Такое сотрудничество оказалось успешным.

В 2012 году наставники помогли компании пережить кризис, предложив поменять стратегию развития. Благодаря нестандартному взгляду на контент в области здоровья была использована персонализация на основе анализа информации о клиентах. В результате предприятие стало лидером в отрасли.

Наставничество в бизнесе под процент прибыли в бизнесе – еще один вариант сотрудничества. Продайте ментору небольшую долю в бизнесе. Это вполне соответствует усилиям, которые наставник вкладывает в ваше развитие, а 5 % прибыли не станут большой потерей для предприятия. В любом случае размер доли ментора никак не повлияет на ваш успех или его отсутствие.

10 признаков, по которым нужно выбирать духовного наставника

  1. У каждого духовного наставник должен быть свой наставник. Так как духовное развитие — это постоянный процесс. В нем нельзя быть на 100% идеальным. Поэтому каждый человек, который осуществляет наставничество тоже должен иметь своего наставника;
  2. Духовный наставник должен иметь убеждения и ценности, которые близки Вам;
  3. Иметь скромность своим сильным качеством;
  4. Позитивный настрой в решении своих собственных трудностей;
  5. Его основная миссия — несение вклада в улучшение духовной жизни людей, которые его окружают;
  6. Иметь стойкий дух и внутреннюю уверенность в себе.
  7. Имеет ли он время для работы с Вами?
  8. У Вас не должно быть чувство доверия и уважения к этому человеку;
  9. Практикует ли он в своей жизни духовные практики (молитвы, посещение церкви, собраний своего общества, медитации и др.) на постоянной основе?
  10. Что говорит Вам внутреннее чувство, интуиция, подсознание об этом человеку? Сможете ли Вы ему довериться?

Пресса

10.04.2020
Мероприятия акселератора «Формула роста» проходят онлайн

www.nb-fund.ru

04.12.2019
5 В Югре прошли Дни наставничества с участием международных экспертов

sb-ugra.ru

23.10.2019
Бизнес-наставничество — польза для всех участников

www.tula.kp.ru

01.02.2019
Молодых россиян научат развивать социальный бизнес

tass.ru

26.11.2018
По данным международного исследования 74% молодых предпринимателей отметили рост бизнеса благодаря наставникам

asi.ru

23.05.2017
Международный эксперт Роберт Гарви (Великобритания): предпринимательство – это выход в жизнь

sb-ugra.ru

10.05.2017
Истории успеха молодежного бизнеса с банком Центр-инвест. Наставничество

centrinvest.ru

11.04.2017
Банк помог молодежи заняться делом

gorodn.ru

07.03.2017
Мария Христолюбова, банк «Центр-инвест»: «По нашим кредитам не было ни одной просрочки»

bankir.ru

01.03.2017
«Ментор: портрет в юридических тонах» с комментариями Бориса Ткаченко и Николая Булатова

День финансиста

10.02.2017
Фонд поддержки предпринимательства Югры запустил в новом формате проект «Наставничество»

16.03.2016
Cтатья «Механизмы социального наставничества» с комментариями Бориса Ткаченко

Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство»

07.11.2015
Бизнес своими руками

pulseparty.ru

22.03.2015
У социального бизнеса появятся наставники

news-nn.com

20.03.2015
Алексей Гордеев встретился с участниками программы «Молодежный бизнес России»

govvrn.ru

22.01.2015

kn51.ru

05.09.2014

innovkirov.ru

05.08.2014
Бывалый дает совет. В Москве открылся клуб бизнес-наставников

Российская Газета

01.08.2014
В Москве открылся Клуб менторов

Агентство национальных новостей

Принципы системы наставничества

Открытость

Наставник сам является инициатором общения с новым сотрудником, он заинтересован в том, чтобы тот принимал и использовал полученные знания. У каждого наставника есть свои секреты, как понравиться гостю, вызвать улыбку, поднять настроение, например, шутки про погоду и пробки особенно актуальны в Москве. 

Отличным опытом работы с гостями стал ЧМ по футболу 2018, когда в самом сердце праздника оказались сразу несколько кафе PRIME, и сотрудники смогли не только получить практику общения с иностранными гостями, но и убедиться в ключевой роли сервиса в кафе.

Ответственность

Работа с новым сотрудником происходит в обоих направлениях: наставник не только передает информацию, но и получает обратную связь, порой даже негативную. Все сложности, с которыми сталкивается новичок на рабочем месте, должны быть приняты наставником. Это первый человек на новом месте, к которому стажер обратится за помощью или советом.

Например, у нас есть практика предоставления общежития иногородним сотрудникам. При возникновении любых бытовых вопросов новый сотрудник может обратиться к наставнику, и он передаст просьбу специалистам по данному направлению. Такие полуанонимные просьбы помогают оперативно решать бытовые проблемы и предотвращать конфликты.

Ориентация на развитие

Наставник принимает на себя обязательство быть конструктивным и позитивным при оценке результатов стажера, мотивировать его на выполнение задач и быть твердым в случае нарушения им профессиональных обязанностей. 

Первый пункт дается наставникам особенно трудно, поскольку субъективное мнение и выработанная до автоматизма эмоциональная реакция зачастую мешают наставнику дать конструктивную обратную связь. Это губит на корню уверенность новичка в своих силах и способностях. С грамотным и позитивным наставником даже новичок через год может стать руководителем кафе, таких случаев у нас было очень много.

Формат общения руководителя и наставника

Раньше руководитель пользовался разными каналам коммуникаций (почта, телефон, slack и прочее) для передачи информации наставнику, и из-за этого мог отправить не весь материал. В день выхода новичка наставник судорожно искал всю недостающую информацию, спрашивал руководителя, но возможность ответить сразу была не всегда.

 Представьте себе ситуацию: руководитель забыл отправить в систему телефон новичка и рабочее место. Новый сотрудник звонит HR, HR ищет через руководителя телефон наставника, потом все вместе ищут рабочее место, которое зарезервировали под сотрудника. А в это время новичок сидит у входа в офис и ждет, негромко матерясь… 

Мы поняли, что нужно придумать формат общения руководителя и наставника и договориться о сроке предоставления информации до выхода сотрудника. 

За неделю до выхода новичка руководитель передает всю информацию наставнику в формате: 

  • ФИО

  • Мобильный телефон

  • Адрес офиса

  • Формат работы (удаленно или рабочее место)

  • Дата выхода

  • Команда и контакты product owner/project manager

  • Дополнительная информация 

За неделю наставник успевает подготовиться к выходу сотрудника.